Организация работы дошкольного учреждения
Достижения детского сада (за 3 года)
Особенности образовательного процесса
Уровень образования: Дошкольное образование.
Обучение воспитанников осуществляется на русском языке. Содержание и организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется Основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155) и примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы и др.) на переходный период до утверждения Примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
Форма обучения: очная
Срок обучения: 5 лет
Количество воспитанников -208 детей, работников по штату - 45 человек.
Детский сад устанавливает максимальный объем образовательной нагрузки воспитанников во время учебных занятий, соответствующий санитарным требованиям.
Функционирует 6 возрастных групп:
- 2 группы раннего возраста;
- 4 группы - дошкольного возраста.
МБДОУ работает в условиях полного дня (12-часового пребывания воспитанников);
Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели
Образовательную деятельность МБДОУ № 2 с. Сунжа осуществляет на основании лицензии
№ 000458 серия 15,выданной 16.02.2012 года Министерством образования и науки РСО-Алания.
Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад №2 с. Сунжа" разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста. Она направлена на охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).
Программа обеспечивает учет национально-культурных особенностей традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной – как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основные задачи каждой образовательной области, обозначенные в Образовательной программе, должны решаться и в ходе реализации других областей.
В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в двух основных моделях:
- в разных формах совместной деятельности взрослых и детей;
- в самостоятельной деятельности детей.
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется:
- в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживании и элементарном бытовом труде, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, конструировании, двигательной, восприятии художественной литературы и фольклора) т.е. непрерывную непосредственно образовательную деятельность;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Развитие детей происходит опосредовано, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительные к школе группы) выделяется время для занятий развивающего характера.
В программе учитывается гендерная специфика развития детей дошкольного возраста через использование адекватных форм, методов, приемов работы, создание соответствующей развивающей среды.
Организация образовательного процесса направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста В программе предусмотрено взаимодействие с ближайшим социальным окружением детского сада.
Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности, предусмотренными программой, являются чтение и восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность, труд.
Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей, через вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников.
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Весь воспитательно-образовательный процесс направлен на освоение детьми образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен тематический план календарных праздников, событий, который реализуется в условиях проектной деятельности. Такой подход обеспечивает:
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки к итоговому мероприятию (развлечение, выставка, тематическая акция и др.);
- «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы;
- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к итоговому мероприятию – проведение итогового мероприятия, оформление и демонстрация продуктов совместного детско-взрослого творчества, подготовка к следующему и т.д.);
- многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;
- возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть тематических мероприятий повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении итогового мероприятия);
- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную деятельность родителей воспитанников).
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в детском саду. При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, образовательные и развивающих целей и задач, при этом поставленные цели и задачи решаются, не перегружая детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Вместе с тем следует отметить особенности организации воспитательно-образовательного процесса:
МБДОУ работает в условиях полного дня (12-часового пребывания воспитанников);
Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
Содержание программы:
I.Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1.Цели и задачи реализации Образовательной программы
1.2.Принципы и подходы к реализации Образовательной программы
1.3.Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
1.4.Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей
1.4.1.Социальный статус родителей
1.4.2.Кадровый потенциал
1.4.3.Сведения о воспитанниках.
Планируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы
2.1.Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
2.2.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Система оценки результатов освоения Основной образовательной программы
II.Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями
3.1.Развитие игровой деятельности
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
4.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
4.2.Образовательная область «Познавательное развитие»
4.3.Образовательная область «Речевое развитие»
4.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
4.5.Образовательная область «Физическое развитие»
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
5.1.Особенности образовательной деятельности разных видов
5.2.Культурные практики
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
6.1.Основные цели и задачи взаимодействия с семьей
6.2.Основные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников
6.2.1.Взаимопознание и взаимоинформирование
6.2.2.Непрерывное образование воспитывающих взрослых
6.2.3.Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
III. Организационный раздел
Организация жизнедеятельности детей
7.1.Режим дня
Особенности организации режимных моментов.
Физкультурно-оздоровительная работа
8.1.Режим двигательной активности
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
9.1.Планирование образовательной деятельности
9.1.1.Примерное комплексно-тематическое планирование в Первой младшей группе
9.1.2.Примерное комплексно-тематическое планирование во Второй младшей группе
9.1.3.Примерное комплексно-тематическое планирование в Средней группе
9.1.4.Примерное комплексно-тематическое планирование в Старшей группе
9.1.5.Примерное комплексно-тематическое планирование Подготовительной к школе группе
Культурно - досуговая деятельность
Особенность организации развивающей предметно-пространственной среды
10.1.Основные требования к организации предметно-пространственной среды
10.2.Основные принципы организации предметно-пространственной среды
10.3.Особенности организации предметно-пространственной среды для различных психолого-педагогических задач
Материально-технические условия реализации Образовательной программы
11.1.Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
11.2.Методическлое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
11.3.Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
11.4.Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
11.5.Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие».